Понедельник, 20.08.2018, 00:14
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МКДОУ детский сад № 8 "Паровозик"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск по сайту
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Управление образования г.Вятские Поляны
  • Управление Юго-Восточного образовательного округа
  • Информационно-образовательный портал Кировской области
  • Информер
    Гос услуги

    Создание условий, способствующих социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.

    Цель: представление опыта работы по созданию условий, способствующих социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.

     

     

    Социальная ситуация развития

    Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития (см. Развитие психики) ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.

    Как много изменений и  новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни понимая, что нужно меняться самим:  менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, а ведь мы должны помочь нашим воспитанникам войти в современный мир такой сложный и динамичный.

    В связи с выходом ФГОС мы решили проанализировать те условия,  которые есть на данный момент  в нашем ДОУ, чтобы в дальнейшем совершенствовать  их.  Обратите внимание на пункт  3.2.5. ФГОС. Я познакомлю вас с опытом работы в данном направлении, а вы пожалуйста, отметьте в листочках те пункты которые, как вы считаете, прослеживаются в нашем опыте работы. Так, что же такое социальная ситуация развития. Научное определение вы видите на слайде. (Слайд)

    Показателем эффективной работы детского сада является обеспечение в первую очередь эмоционального благополучия воспитанника, что составляет основу его психологического здоровья.

     В ДОУ большое внимание  уделяется развитию эмоционально-личностной сферы, чтобы ребенку было комфортно  вначале вхождения ребенка в новую среду – среду детского сада.   В связи с этим, мы уделяем большое внимания адаптационному периоду, считая его очень важным  для дальнейшего социального развития, так как отделение ребенка от взрослого, в частности от родителей приводит к новым отношениям в новой ситуации. А будет она развивающей или нет, зависит от окружающих ребенка взрослых. Поэтому работа по организации адаптации детей к дошкольному учреждению начинается задолго до поступления ребенка в ДОУ.

    Изучение ребенка до поступления в ДОУ начинается со знакомства с  образом жизни его семьи. Для этого проводится анкетирование родителей, когда они приходят с путевками в ДОУ из которого делаются выводы о готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Продолжается знакомство детей и родителей с детским садом заочно по фотоальбомам: «Наш любимый детский сад».С целью обеспечения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению педагогами    был организован клуб «Здравствуй, малыш!», так как ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. Педагоги ДОУ знакомят родителей  с возрастными особенностями, особенностями игровой деятельности, режимом ДОУ.  Родители знакомятся с педагогами,  осуществляемых воспитательно  - образовательный  процессе в детском саду.В период адаптации в работе с родителями используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы «Семейные посиделки», «Театр взрослого актера»Собрание на тему «Адаптация детей к условиям детского сада» проводилось в форме телевизионной передачи «Знатоки педагогического дела». Воспитателем был представлен видеоматериал, в котором были продемонстрированы режимные моменты в течение всего дня, в качестве экспертов были приглашены родители детей старших групп, которые поделились своим опытом при адаптации детей к ДОУ. Как показывает опыт, родители воспитанников проходят тоже своеобразную адаптацию: отделение от ребенка, в следствие повышенная тревожность, неуверенность, беспокойство за психологический комфорт, поэтому педагоги  нашего ДОУ рекомендуют выполнить совместные творческие задания вместе с детьми дома, это обычно пособия для дидактических игр: шнуровоки, застежеки. Совместная деятельность оказывает благотворное  влияние, как на взрослых, так и на детей, и вселяет в них уверенность. Такие работы представляют особую ценность для малыша, потому, что игрушка сделана любимыми взрослыми. Поделки яркие, неповторимые, помогают длительное время удерживать внимание ребенка, а их многофункциональность позволяет использовать пособие в разных видах деятельности

    В начале адаптационного периода дети очень восприимчивы к новой обстановке и болезненно реагируют  на нестабильную окружающую среду, поэтому в период адаптации педагоги не изменяют интерьер группы, чтобы ребенку было проще привыкнуть. Чтобы  свободно ориентироваться в новом пространстве педагоги наполняют его яркими зрительными ориентирами, такими которые привлекают внимание цветом, формой, звучанием (подвесные игрушки, воздушные шары, яркие модули, картины.)

    Первое знакомство с воспитателями и детьми проходило в благоприятной, насыщенной   положительными   эмоциями   обстановке.   При   этом присутствуют   оба воспитателя группы и родители детей. Воспитатели знакомят детей и родителей с группой, а помогает им в этом «Волшебный паровозик», который знакомит малышей сенсорными, двигательными, образными, конструктивными игрушками. На этом возрастном этапе  ребенок  считает  взрослого напарником по игре, поэтому воспитатели вовлекают ребенка в совместные игровые действия.

    Очень привлекают ребенка уголки художественного творчества, в  которых собраны такие яркие разнообразные художественные средства, нетрадиционные необычные  материалы. Изобразительное творчество – это первый вид продуктивной деятельности,  которым овладевает ребенок, поэтому  наши педагоги групп раннего возраста уделяют особое внимание обустройству этого уголка, в котором дети не только рисуют, лепят и прочее, но и экспериментируют с художественными материалами (песком, глиной, соленым тестом, мелками,  карандашами и др).  Играя в уголках,  воспитатель  проявляет  внимание к каждому ребенку, узнает его интересы и способности.

     Малыши любят уединятся для этого мы используем небольшие ширмы: за которой ребенок может поиграть со своей любимой игрушкой, принесенной из дома, или рассмотреть семейный фотоальбом. Окружающая таким образом среда способствует организации самостоятельной деятельности.

     Педагоги стараются взамдействовать в период адаптации с каждым ребенком: воспитатель берет  ребенка на руки, ласково уговаривает , разговаривает, знакомит с новыми музыкальными, движущими игрушками, которые обычно заинтересовывают  малышей. Забота  и внимание, радость от доверительного общения, сотворчества с взрослым помогают ребенку почувствовать уверенность в своих силах.  Незаменимыми помощниками на данном этапе являются пальчиковые игры, произведения малых фольклорных форм, которые малыш слышал с самого рождения: пестушки,  игры-потешки, колыбельные песни, которые поет воспитатель, когда укладывает детей спать.

    Без внимания не остаются и остальные воспитанники: после представления нового члена детского коллектива проводится серия игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем друге. ( Слайд: При этом используются игры знакомства с детьми и воспитателем: «Давайте познакомимся!», «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости я буду угощать», «Загляни ко мне в окошко», «Чей голосок?».) Новенькому  трудно привыкнуть не только к обстановке, но и к окружающим его детям. Поэтому  наши педагоги  организуют детей  на для игры, общение или художественное творчество в парах или в малых группах.  эффективным для объединения детей  наши воспитатели считают совместное с  детьми экспериментирование с изобразительными средствами (использование нетрадиционных материалов, таких как спонжики, ватные палочки и т.д.).

    Малыши очень восприимчивы к сказкам и поэтому педагоги нашего ДОУ часто используют  полюбившегося сказочного персонажа для того, чтобы привлечь детей к игре или переключить внимание на другой вид деятельности. ( Дети с интересом играют с зайкой  и строят ему новую избушку, а затем все вместе идут гулять или садятся кушать  в компании  трех медведей).

    Успешная адаптация это залог физического и психологического благополучия ребенка, являющегося основой социально-личностного развития  и дальнейшего комфортного пребывания детей в ДОУ.  Наши малыши переходят  в другую группу,  к другому педагогу, и это своего рода тоже адаптация. Чтобы облегчить переход педагоги и старшие дети общаются с нашими малышами, когда они еще посещают группу раннего возраста. Малыши с удовольствие смотрят представления и концерты представляемые «Театром маленького актера» в котором участвуют старшие воспитанники и педагоги. Наши «шефы» с удовольствием помогают малышам в изготовлении подарков для  детей группы,  для родственников,  участвуют в оформлении и оснащении  группы: приносят свои игрушки, поделки. 

     Традиционно, чтобы сохранить благоприятное эмоциональное состояние при переходе детей в дошкольную группу  ее педагог и педагог группы раннего возраста совместно организуют «День рождения группы» с забавными играми, песнями, танцами, со сказочными персонажами.

     Малыши по желанию  приносят  из прежней группы любимую игрушку , в новую группу и самостоятельно выбирают  для нее место в интерьере . 

    Очень сложно в этот период не только детям, но и педагогу. Так как от первой встречи зависит все будущее проживание  вместе с детьми.  Осложнен этот период еще и кризисом 3 лет, когда ребенок пытается  все делать самостоятельно, даже если не всегда получается «Я Сам». И когда каждый из группы говорит «Я сам», а нужно собираться на прогулку на помощь приходят старшие воспитанники и помогают завязать шапочку, ботинки. Малыши лучше принимают их помощь, нежели от взрослого, потому, что считают себя равными с большими детьми. Очень важно при переходе из одной возрастной группы в другую знакомство с предметной средой и наши педагоги показывают новые материалы, оборудование, средства  и способы их применения.

    В результате совместной деятельности появляется конкретный продукт: рисунок, аппликация, пластилиновая или бумажная фигурка, которая неизменно будет унесена домой и будет связующим звеном между воспитателем и ребенком.   

      В этот период  воспитателю к которому пришли дети из группы раннего возраста необходимо себя прорекламировать для родителей. С этой целью он представляет детские работы, дипломы, фотографии с конкурсов, общих мероприятиях бывших выпускников. 

    (внеситуативно – познавательное общение.)

      следующий возрасной период 4-5 лет . это средний возраст

    Следующий возрастной период на котором я хотела бы остановиться, это  средний возраст 4-5 лет.  Этих детей интересует все - они «почемучки». Их отличает большая двигательная активность. В связи с этим в нашем ДОУ собрана картотека подвижных, народных подвижных игр, атрибуты к ним.  Педагогами ДОУ разработаны мероприятия на скороговорках, потешках, которые можно использовать при  проведении режимных моментов.

    в  каждой группе есть дети разных характеров, кто-то активен и вспыльчив, кто - то спокоен  и уравновешен, а кто-то замкнут и не решителен (Черты характера особенно ярко проявляются в этом возрасте) и для каждого воспитатель создает  эмоционально благоприятные условия.  В группе среднего возраста висит боксерская груша: если ребенок эмоционально реагирует на отказ сверстника дать ему игрушку и хочет его во чтобы – то ни стало ударить, то воспитатель подводит его к ней для снятия напряжения. Воспитатель развивает коммуникативные способности детей в игре, своим примером показывает, как можно договариваться, просить, употребляя вежливые слова. Для создания доброжелательных отношения между детьми и предотвращения конфликтов в группе вместе с детьми обговариваем и  устанавливаем определенные правила взаимодействия: совместно с детьми в группе создается каталог «Что такое хорошо, и что такое плохо» (Например: плохо - смеяться над неудачами других; над внешними и внутренними особенностями, хорошо помогать малышам и пожилым людям), в течение дня в режимные моментах введены минуты тишины – сон: когда дети пытаются разговаривать шепотом, или после шумной игры спокойно полежать на коврики, представляя и воображая что-нибудь необычное, а потом рассказывают о представленном или зарисовывают. Таким образом, воспитатель узнает интересы и пожелания детей и создает определенные условия для поддержки и инициативы детей (например, ребенка интересуют динозавры, воспитатель чтобы заинтересовать других  детей и поддержать инициативу этого ребенка приносит в группу красиво иллюстрированную книгу о динозаврах, предлагает детям спросить родителей о том, что они знают  о динозаврах, подготавливает презентацию о жизни динозавров. В итоге в средней группе был оформлен музей динозавров.)  В средних группах для снятия эмоционального напряжения проводится минутка крика, которая обычно, проводится на прогулке.  Вошло в правило в группе организовывать время «Ералаша», когда дети могут заниматься всем, чем хотят. Воспитатель же в это время наблюдает за играющими детьми, чтобы определить для себя определенные направления работы, составить своеобразную индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Не секрет, что в последнее время увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии, но и для них тоже необходимо создать оптимальные условия для развития и помочь им найти себя в детском коллективе. Воспитатель внимательно наблюдает за такими детьми, беседует с родителями о том, чем любит заниматься ребенок дома, каковы его предпочтения. Например, у одного  задержка речевого развития, но он отлично собирает пазлы. Воспитатель приносит в группу  новые пазлы, вместе с детьми разрезают открытки, картинки для создания своих, оригинальных  пазлов. Педагог  поощряет, поддерживает ребенка в его увлечении, обращает внимание других детей на его успехи. После чего у детей повысился статус этого ребенка:  дети стали обращаться к нему за помощью в складывании пазлов, а так же приглашать его в совместные строительные игры. Таким образом, поддерживая инициативу  ребенка создаются эмоционально благоприятные условия для его развития, а так же развиваются дружеские взаимоотношения между детьми и коммуникативные способности. Такие дети обычно, медлительны, трудно переключаются с одного вида деятельности на другой, поэтому педагоги организуют гибкий режим пребывания в ДОУ (раньше отправляют одеваться, садится кушать, раньше вставать и т.д.)

      Интенсивно развивается сюжетно – ролевая игра.  (Это и  есть социальная ситуация развития)  Дети  этого возраста (4-5 лет) стремятся к общению со сверстниками, но не всегда могут  договориться.  Воспитатель поддерживает желание детей. объединяя их в подгруппы  от 2 до 3-5 человек. Для организации совместной игры  и расширения сюжета  привносит новое оборудование или вводит нового героя или предлагает проблемную ситуацию. Известно, что игра возникает тогда когда у детей имеются яркие конкретные представления,  поэтому наши педагоги о каком либо явлении или событии, которое ему интересно, поэтому  наши педагоги  знакомят детей с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, рассказывают художественные произведения и сказки, просматривают вместе с детьми фильмы презентации, чтобы дети самостоятельно могли организовать игру. Дети среднего возраста очень ревниво относятся к своим игровым территориям, могут проявить открытый негативизм к сверстнику. Чтобы избежать конфликтов в группе воспитатель предлагает  воспитанникам ширмы, игровые коврики. Если же, все - таки возникает конфликт,  то воспитатель  ДОУ своим примером показывает, что нельзя без разрешения играющих детей зайти на игровое пространство: он может «постучатся» к ним, «позвонить по телефону» или просто попросить разрешения. Дети, таким образом, научены уважать игровое пространство сверстников. Педагог поощряет проявления доброжелательности, умения договорится, уступить в чем- то. Более конкретно о создании условий для развития детей среднего дошкольного возраста вы можете узнать из опыта работы педагога высшей квалификационной категории Черновой И.Н.

    Методы и приемы для обеспечения эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установления правил взаимодействия в разных ситуациях (это пункт из ФГОС) продолжают  совершенствоваться и в старших возрастных группах, основываясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

    Наши воспитанники остаются на протяжении всего дошкольного возраста в одной и той же группе, но это не значит, что не меняется их окружение. Если в младшем дошкольном возрасте  воспитатели поддерживают окружающую  среду, чтобы малышу легче было привыкнуть к новой обстановке, то к концу дошкольного возраста педагог ее изменяет  и преобразовывает, чтобы способствовать развитию ребенка. Поэтому усложняется комплектование игровых уголков, больше место отводится учебной зоне в которой воспитанники не только занимаются, но и играют   в учебно - предметно-дидактические игры, в которых познают свойства и признаки предметов в процессе реальной практической деятельности.  В старшем дошкольном возрасте дети стремятся все больше общаться с сверстникам, поэтому наши воспитатели  развивают позитивные доброжелательные отношения между детьми в совместной и самостоятельной  творческой деятельности, что создает благоприятную атмосферу.  В начале дня педагог организуя детей, сообщает или напоминает им тему недели, спрашивает у детей, что бы они хотели узнать по этой теме, (например тема «Театр») что уже знают, настраивают на самостоятельную и совместную деятельность. Затем  совместно планируют, чем же они будут заниматься сегодня в течение дня, обговаривают кто, что будет делать для достижения конкретной цели, таким образом, в процессе совместного планирования  развиваются коммуникативные способности, позволяющие предотвращать конфликтные ситуации между группами детей. Воспитанники самостоятельно обговаривают, договариваются, объединяются по интересам для получения конкретного, общего результата.  (Одна группа детей – занимается строительством театра, другая готовит декорации, третья – продумывает и подготавливает к инсценировке сказку.)    В течение недели театра дети узнали,  какие виды театра существуют (Музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей), познакомились с театральными профессиями, различными видами театра,  инсценировали по сказкам, используя различные виды театра. В конце недели, когда знакомые виды театра были опробованы, воспитатель предложила детям подумать какой свой театр они могли бы открыть. Дети были заинтересованы в том, а из чего же можно еще изготовить театральные атрибуты?  В итоге был разработан проект «По сказочным тропинкам лета»,  который начинался в одной группе, а реализовывался всем детским садом. В проекте участвовали как малыши, так и взрослые, Входе проекта были разработаны: картонный театр, театр из ложек, театр из киндер-сюрприза и др.

    Наши Воспитатели поддерживают инициативу детей в создании атрибутов  из необычных бросовых материалов, обращают внимание на нетрадиционность использования материала в изготовлении атрибутов, декораций, макетов и умение детей работать в группе, в паре.  Этот проект был реализован в летний период, но в театр, сделанный своими руками, дети играют и по сей день. А изготовленные   декорации и макеты, воспитатель использует для обогащения игры, для обеспечения игрового времени и пространства.  Использование макетов помогает детям самостоятельно организовать свое игровое пространство. Детей  заинтересовало использование макетов в игре и они попросили воспитателя помочь им изготовить другие макеты: так появился «Кукольный домик», «Зоопарк», «Деревенский дворик», «Город». Макет – это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического), сделанных совместно- с родителями и педагогами. Уникальность  этого оборудования  в том, что макеты  постоянно пополняются, преобразовываются, трансформируются в зависимости от желаний, интересов,  воображения и фантазии детей.  Обитатели и персонажи дети делают в  процессе самостоятельной продуктивной деятельности (ручном труде, конструировании, рисовании), что способствует развитию творчества, Некоторых обитателей макета дети приносят из дома, сделанных совместно с родителями. В этом возрасте детей интересуют волшебные сказки со спящими красавицами, томящимися в замках, охраняющими замок драконами, со спасающими прекрасных принцесс рыцарями. Поощряя фантазию детей,  мы  с детьми решили сделать  на территории ДОУ макет «Волшебного замка», для начала мы с воспитанниками рассмотрели разнообразные виды замков, выбрали наиболее понравившийся, посмотрели презентацию по сказкам, в которых говорится о старинных замках, кто- то принес раскраски о рыцарях в старинных доспехах и принцессах в бальных платьях. Воспитатель  организовала мастер - класс для детей по изготовлению рыцарского оружия и цветов из бумаги для украшения замка.  Волшебный замок строили все вместе: воспитатели готовили каркас, укладывали башенки, стены, дети подбирали соответствующие камушки, украшали замок на свое усмотрение: делали налепные картины из пластелина, высаживали вокруг макета цветы, мальчики рисовали, вырезали, лепили рыцарское оружие. В результате общими усилиями получился великолепный замок в котором, на прогулках разворачиваются волшебные истории, которые дети придумывают самостоятельно.

    Развитию художественного творчества в старшем дошкольном возрасте  уделяется особое внимание, так как меняется отношение к выполненным работам.  Детские работы используются для игры,  оформления группы, для участия в конкурсах, выставках, так как именно в этом возрасте ребенок ощущает себя  членом общества и ему значимо его признание. 

    В последнее время в нашем ДОУ, сложилась традиция организация персональных выставок одного ребенка. Одну из них вы можете посетить. Поддерживая индивидуальность и инициативу детей,  мы активно участвуем во всевозможных конкурсах, олимпиадах, смотрах, фестивалях детского творчества.

    К концу дошкольного возраста складывается новая форма общения (Внеситтуативно-личностная). Дети с педагогом говорят о правилах поведения, о себе, о своих родителях. Поэтому каждое утро,  встречая детей, воспитатель интересуется о том, как провел ребенок вечер дома, чем занимался, выслушивает как детей, так и родителей. Разрешает какие  – то проблемы, затруднения в определении поступков взрослых и детей. Общению педагога и воспитанников уделяется наибольшее количество времени, нежели в младшем возрасте. В повседневных беседах педагог рассказывает детям о себе: где живет, что его интересует, забавные ситуации из своей жизни, показывает альбомы. Дети же в свою очередь рассказывают о своих родителях, друзьях, радостях, обидах, приносят семейные альбомы, семейные реликвии. Воспитатель ДОУ основываясь на этом интересе, вместе с детьми и родителями оформляют семейные стенгазеты, портфолио семьи, альбомы по интересам детей, которые состоят из картинок, самостоятельно вырезанных из газет, журналов открыток, которые отражают то, что нравится ребенку, то что не нравиться, то о чем он мечтает, с кем он дружит. Таким образом, наши педагоги  организуют обучение, основываясь на интересах  ребенка и зная его определенный уровень развития.

     В старшем дошкольном возрасте дети начинают все больше общаться друг с другом.  Именно в этот период возникает первая дружба.  Наши Воспитатели поощряют первые  дружеские проявления, обращают внимания детей на взаимоотношения, взаимопомощь, взаимоподдержку между друзьями, подругами. Воспитатели детского сада мотивируют на развитие дружеских взаимоотношений детей, организуют развивающую среду таким образом, чтобы воспитанники могли самостоятельно выбрать себе занятия по интересам, организовываясь в группы, подгруппы (шахматы, шашки, настольный хоккей, домино, настольно- печатные игры, настольные игры с правилами). В подготовительной группе мы организуем предметно - развивающую  среду для девочек и для мальчиков  (гендерный принцип), так как мальчики любят более подвижные и активные игры, им нужно больше пространства. Девочек же  объединяет интерес к куклам, раскрасскам, художественному творчеству и им нужно не так много пространства, но необходимо место для уединения, где можно «посекретничать».

      Следующий пункт из ФГОС - развитие культурных средств деятельности,  к числу которых относится: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественно- творческая деятельность. Приобщая детей к спорту в нашем ДОУ  традиционно проводятся  зимние олимпийские спортивные игры, в которых участвуют не только  старшие дети, но и для малыши. Но наибольшую значимость робота в этом направлении приобретает именно  в старшем дошкольном возрасте, так как именно в этот период усваиваются моральные нормы, формируется активное отношение к событиям общественной жизни. Поддерживая интерес и  активность детей в преддверии игр, воспитатели  знакомили воспитанников с олимпийским движением, историей возникновения,  с разными видами спорта. Дети  вместе с родителями изготовили нетрадиционное спортивное оборудование в каждой группе.

      Наших воспитателей отличает то, что  они  совместно с детьми играют, общаются, занимаются продуктивными видами деятельности, способствующих развитию мышления, речи, воображении, детского творчества, физического и эстетического развития детей, учитывая возрастные и индивидуальные группы детей своей группы в форме сотрудничества, сотворчества, партнерства и взаимного уважения.    Каждому ребенку необходима поддержка, одобрение, внимательное  и уважительному отношение со стороны взрослого, благодаря этому наши педагоги создают ситуацию успеха.   

    (Успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.)

    Чтобы подбодрить ребенка, поощрить его,  вызвать желание и радость от совместной деятельности педагоги используют вербальные (речевые) и невербальные средства  общения ((мимикой- пластическими средствами)

     Например, когда ребенок испытывает состояние страха или опасения предстоящей деятельности - «Ничего страшного. Бывает, что люди боятся...»

    Если сомневается или забыл – прием-  скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...».

    Прием - авансирование - «У тебя получится..».

    Персональная исключительность - «Только у тебя и может получиться..».

    Прием -усиление мотивации – «Нам это так нужно..»

    Прием -высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя замечательная..»

    Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него

    возникает интерес к деятельности. У нас имеются совместные исследовательско - познавательные проекты: групповые  ( «Мое жилище», «Куклы», «Отец молодец» и другие)и общесадиковские в которых принимают участие как малышки, так и старшие дошкольники: «По сказочным тропинкам лета», «Летний калейдоскоп», «Наш дом - земля», «Ледяной зоопарк», «На заснеженной  полянке».  Педагоги ДОУ в работе с детьми используют  музейную педагогику, которая побуждает детей к творческой активности и расширяет знания детей об окружающем мере. Причем в каждой группе организовывая музей, педагоги основывались на интересах и инициативе детей группы: «Куклы», «Домашние животные», «Динозавры»,  «Кошки», «Жилище вчера сегодня,завтра», «Мои любимцы- собаки».

    Мини музей русской избы оформлен в фойе ДОУ. Воспитанники от мала до велика знакомятся  с устройством избы: обстановкой, утварью, одеждой крестьян. Дети узнают о правилах общежития в крестьянской семье, о том, как вели домашнее хозяйство, работали в поле, на лугу, ухаживали за домашними животными. На выездной экскурсии в краеведческий музей мы обобщаем сведения, полученные в нашей горенке, хорошим подспорьем для закрепления служит подборка загадок и пословиц, посвященных обиходу дома и труду крестьян. Но знания детей не были бы полными, если бы дети не были знакомы с традициями своего народа. Наш детский сад многонациональный, поэтому мы стараемся сохранять традиции не только русского народа, но и татарского, марийского. В  наших праздниках принимают участие как малышки, так и старшие дошкольники.  (Культурно- досуговая деятельность - это тоже одно из средств культурной деятельности).Так на традиционном татарском, национальном празднике «Сабантуй», ежегодно проводимом в ДОУ присутствуют и участвуют  воспитанники  и родители всех национальностей и поистине считают этот праздник своим.  Очень любят у нас  татарский праздник «Грачиная каша»- «Умырзая», который восхваляет приход весны и  проводится ранней весной на нашей полянке игр и развлечений.  Традицией нашего детского сада стали такие праздники как «Калядки», «Рождество», «Пасха», «Троица» и на них комфортно чувствуют себя педагоги,  дети и родители независимо от вероисповедания.   Дети на таких праздниках учатся чтить традиции своего народа, воспитывается уважение и терпимость к людям разных национальностей.  Особым видом деятельности осуществляемой на празднике является – общение, которое используется как в процессе подготовки, так и непосредственном проведении праздника. Оно проходит между детьми и педагогами, педагогами и родителями, между самими детьми, между младшими и старшими детьми Педагоги совместно с воспитанниками при посильном участии родителей оформляют холлы и зал, как для праздников, так и в преддверие особых значимых событий. В холлах организуются  тематические выставки детских работ, совместных работ с родителями и педагогами («Волшебные превращения или чудо с грядки», «Мороз и солнце день чудесный», «Пасхальные забавы», «Космическая одиссея» и другие).Любая  творческая, совместная деятельность способствует социально- личностному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, уверенными в себе общительными, более внимательными, заботливыми по отношению к сверстникам. У детей формируется способность совместно принимать решение и следовать их выполнению.  Заканчивая опыт работы мне бы хотелось  еще раз обратить ваше внимание на стандарт дошкольного образования, который оговаривает условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.  Я вас познакомила с  условиями, которые мы организуем в нашем ДОУ, в каждой возрастной группе и если мы что - то упустили, то ваши рефлексивные  листы помогут нам  определить перспективу дальнейшего преобразования образовательного пространства,  в котором  живут и развиваются наши дети.

    Ст. воспитатель: Шорохова Н.Л.

    Опыт работы ДОУ по народной культуре